Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летию
со дня рождения М.И. Цветаевой «Болью и счастьем пронзенная жизнь»
Оформление:
портрет Цветаевой, осенние цветы, букет из рябиновых гроздьев и калины, свечи в
подсвечниках, афиша, слайдовое сопровождение
из музейных фотоматериалов (источник
Интернет)
Музыкальное
вступление: песня «Реквием» на стихи М.Цветаевой «О, сколько их упало в эту
бездну…» в исполнении А.Пугачевой.
Ведущая: Красною кистью Рябина зажглась.
Падали
листья, Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был
субботний: Иоанн Богослов.
Царица русской поэзии – Марина Цветаева! Одинокий дух
поэзии Серебряного века! Крупнейший поэт одной из крупнейших поэтических эпох. Женщина трагической жизни с
трагическим концом...
Ведущий: [СЛАЙД «Род Цветаевой»] Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября в 1892 году в Москве, в высококультурной семье. Отец,
Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и
искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем
Музея изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных
искусств им. А.С.Пушкина). Мать - Мария Мейн - происходила из обрусевшей
польско-немецкой семьи. В 1906 году она
умерла, когда Марине было только 14 лет.
Ведущая:
Пианистка, ученица Рубинштейна, мать как чувствовала раннюю
смерть и спешила дать дочерям, Марине и Асе, лучшее образование, привила любовь
к музыке, к языкам и литературе. «После такой матери мне оставалось одно -
стать поэтом», - скажет Марина Цветаева после.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет
(не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься - с
шестнадцати. Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это
сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование,
не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь.
Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.
[Слайд «Счастливое детство»]
Ведущий: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком
от семьи, она выпускает довольно
объемный сборник под названием
"Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и
взыскательные критики, как поэты Валерий
Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин.
Каковы же были первые поэтические шаги Марины
Цветаевой?
[СЛАЙД «Первые поэтические шаги»]
[Стихи из
первого сборника «Вечерний альбом» читают учащиеся: «Ошибка», «Книги в красном
переплете», «В Люксембургском саду», «Идешь, на меня похожий», «Моим стихам,
написанным так рано…» и другие.]
Ведущий: Марина в детстве и юности подолгу жила в Италии,
Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в
пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким
языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
Ведущая: Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный,
неустойчивый. Илья Эренбург заметил:
«Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство,
предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и
ошибок".
«Гордость и робость – мой союз», -
скажет она о себе, но до того времени, как встретит и полюбит Сергея Эфрона –
будущего мужа.
Инсценирование.
Выступление молодой пары - артистов-чтецов
(звучит песня
«С первого взгляда…» На ее фоне - диалог
пары:С.Эфрона и М.Цветаевой в Коктебеле.
[СЛАЙД
«Любовь и замужество»]
Актер и актриса
выходят на сцену из разных сторон и идут навстречу друг другу.
Актриса: Юный прелестный ХХ век! Период 10-х годов в жизни Цветаевой был
освещен праздничной шумной атмосферой дома Максимилиана Волошина в
Крыму, в Коктебеле. Именно здесь Она
знакомится со своим будущим мужем – Сергеем Эфроном. Это была любовь с первого взгляда…
Актер: Это была любовь с первого
взгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали кольцами, милая открытая улыбка. Но больше всего
поражали глаза – широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой, будто на дно морское. Особенно, когда Марина
читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайний океан.
(берет актрису за руку): В январе 1912
года состоялось венчание Эфрона и Цветаевой.
Актриса:
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его
глаза - прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху!
–
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Актер:
Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь –
рванусь,
О
милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном - с тобою не прощусь!
И если все ж – плеча, крыла, колена
Сжав – на погост дала себя увезть, -
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать – иль розаном расцвесть!
(Уходят вместе)
Ведущая:
Сергей Эфрон стал не только ее
мужем, но и самым близким другом. Прошло пять лет безоблачного счастья,
родились две дочери и грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой
непоправимо трагичными. Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт,
потом в Турцию. Четыре года разлуки с
ним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное стояние в очереди за
хлебом. Отеческий дом заселяют чужие люди, но это горе не горе по сравнению с потерей младшей
дочери, которая умирает от малярии в
приюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода), малышка снится ей
ночами.
«Вчера
еще в глаза глядел,
А
нынче - все косится в сторону!
Вчера
еще до птиц сидел, -
Все
жаворонки нынче – вороны!…и т.д.»
до
конца)
[Слайд – В годы лихолетья]
Ведущий: Годы первой мировой войны, революции и гражданской
войны были временем не только вынужденной разлуки с мужем, но и стремительного творческого роста Цветаевой.
Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. В литературном мире М.Цветаева по-прежнему
держалась особняком, ее талант признавался всеми, но, как сама себе напророчила
Марина, ее «стихам, как драгоценным винам, наступит свой черед».
Ведущая: В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за
границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером,
теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью
недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925
после рождения сына семья перебирается в Париж. Жизнь эмигрантская была трудная, нищая. Жить в
столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших
деревнях.
[СЛАЙД – Вдали от родины]
Ведущий: Иногда в поисках дешевых продуктов она бродила по
рынкам, подбирая остатки овощей или по
лесу, собирая вязанки дров. «Я
разучилась просто гулять в лесу», - писала она на Родину подруге. Творческая
энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: наступил расцвет
поэтического творчества.
[СЛАЙД – Расцвет творчества]
Ведущая: В 23-м году
в Берлине вышла книга "Ремесло", получившая
высокую оценку критики. В 1924 году на пишет поэмы: "Поэма Горы",
"Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов", работает над поэмами "С моря",
"Поэма Лестницы", "Поэма Воздуха" и другие многочисленные
стихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны
и ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени, каждое - песня.
Пение
под гитару «Мне нравится, что вы больны не мной…»
[СЛАЙД – Жизнь в Чехии]
Ведущий: Трехлетнее пребывание Цветаевой в Чехии — это затяжная борьба с полунищим бытом,
необходимость постоянно отвоевывать себе место и время для творчества.
Все считают ее сильной, выносливой, да и сама она называет себя семижильной. Но
кто бы знал, как нелегко дается ей эта сила!
Ведущая: Как хочется иногда почувствовать себя слабой, беззащитной — все тем же ребенком,
который мечтает укрыться от земных забот под ласковым материнским крылом.
Чтение
стихотворения Цветаевой «В огромном городе моем - ночь»
под
музыку Бетховена «Лунная соната»
[СЛАЙД – Возвращение на родину]
Ведущая:
Безоглядная любовь к Родине,
тоска по ней, а также ненависть к фашистам, оккупировавшим Чехию, начало второй
мировой войны и бесконечная бедность
привели ее к возвращению в СССР летом 1939года. На родине оказалась
вновь одинока ("Не за кого держаться..."- напишет она). Места в
родительском доме не нашлось для нее, заслуги ее отца перед Отечеством не
брались в счет. Бесполезны были хождения
по чиновничьим кабинетам.
Мало того, были арестованы ее муж, дочь,
сестра. Отправленная в эвакуацию в г. Елабугу на Каме, где Цветаева не могла получить работу даже
посудомойки в столовой Дома литераторов. На печатание стихов был наложен запрет.
Ведущий: Не выдержав нищеты, унижений, не видя смысла
дальнейшего существования, она напишет в отчаянии:
Отказываюсь
- быть.
В
Бедламе нелюдей.
Отказываюсь
- жить.
С
волками площадей
Отказываюсь
- выть.
то, что произошло с семьей Марины Цветаевой в
Советском Союзе, хорошо известно. осенью тридцать девятого арестована дочь Аля,
потом муж… Оставшись вдвоем с сыном, Марина Ивановна тщетно ищет работу.
Печатать ее никто не решается. Жилья своего тоже нет. С огромным трудом удается
найти какую-то жилплощадь. Да и то на время… Цветаева возмущена. Почему Москва
«не вмещает ее»? Почему «вышвыривает»? Ведь их род — Цветаевых — буквально
задарил Москву. Отец, Иван Владимирович, создал прекрасный Музей изящных
искусств. Три огромные цветаевские библиотеки подарены Румянцевскому музею
(будущей Ленинке). А сколько стихов, подлинных поэтических шедевров посвящены
Москве!…Но главное, ее стихи не печатают! «Если бы между поэтом и народом не
стояло власти!» - воскликнет она в одной из статей.
[СЛАЙД – Отверженная]
Ведущие: Письма-жалобы, письма-просьбы разлетаются во все
концы — в Союз писателей, в правительство, наконец, лично Сталину… Ни к кому не
достучаться. Ведь она для них — жена врага народа, а значит, белогвардейская
поэтесса. Она писала письма, а на
Лубянке из ее мужа выбивали показания, что он французский шпион…
Рано поседевшая
и постаревшая, Цветаева пишет горькие строки:
«Меня
жизнь за этот год — добила».
«Исхода
не вижу… Взываю о помощи…»
И,
наконец, самая страшная:
«Никто
не видит — не знает, — что я
Год
ищу крюк, чтобы умереть.
31 августа в 1941 году Цветаевой не стало. Она покончила с собой в
сенях деревянного дома в Елабуге, когда сын и хозяйка ушли на расчистку
аэродрома. Через 3 месяца после ее гибели, был расстрелян ее муж, через полгода
погиб на войне ее сын.
Могила Марины Цветаевой утеряна,
обозначено лишь условное место на елабужском кладбище и поставлен памятник
поэту. Но осталось ее Слово, ее душа – поэзия, прозаические произведения,
статьи, письма и дневники. Более 50 песен и романсов написано разными композиторами
в наш век, а сколько их еще будет написано!
[СЛАЙД – Музеи Марины]
Осталась фотогалерея, а так же воспоминания и
критические работы по творчеству Цветаевой. Музеи там, где жила поэт в разные годы:
Москва,Таруса, Елабуга, Коктебль, Прага,
Берлин, Париж. Выпущено и выпускается по сей день великое множество книг со
стихами и публицистикой Цветаевой.
[СЛАЙД – сайт Цветаевой в Интернете]
Ведущий: Создано более 200 сайтов в Интернете о Марине
Цветаевой. Ее стихи переведены на иностранные языки. Современные композиторы и
звездные певцы считают Цветаевой лучшим поэтом, автором–«текстовиком»
современных песен. Написано великое множество литературы о Марине Цветаевой.
Но лучше всего о поэте говорят ее стихи:
«Летят
они, - написанные наспех,
Горячие
от горечи и нег.
Между
любовью и любовью распят
Мой
миг, мой час, мой день, мой год, мой век»
Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз
убедиться, доказать: поэзия великого русского поэта Марины Цветаевой, как
высочайшее искусство слова,– вне времени и моды. И как она пыталась дотянуться
к нам обеими руками через Лета, Летейски воды, так и каждый из нас, любителей
поэзии, сейчас пытался дотянуться, коснуться всеобъемлющей души поэта. И в ответ ей хочется послать следующее признание:
Поэт
и чернь. Поэт и власть. –
Трагичности
извечная дилемма
Бездарности,
живущей всласть,
И
гения – вместилища Вселенной.
Безжалостной
эпохи жернова
О,
скольких жертв перемололи, судеб!
И
без разбору образом врага
Клеймили
тех, кто неподсуден!
Распята
ты любовью к Родине,
Чуть
слышен вздох твой из статей:
«Ах,
если б меж поэтом и народом
Ввек
не стояло бы властей!»
Марина,
ты была права!
Настал
черед твоим стихам, как винам,
Чья
драгоценность терпкая, пьяня,
Тем
драгоценней, чем старинней!
А
зарябит печальный листопад,
И
гроздья алые засветятся рябины,
Тебе,
через Летейский водопад, -
Аплодисменты все! – Виват, Марина!
Нам остается поблагодарить гостей, пришедших на этот
вечер памяти великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой. Вели гостиную –
педагог, заведущая библиотекой Дворца Елена Ивановна Жадан.
(На
фоне песни М.Таривердиева на стихи Цветаевой «Благославляю вас…» финал и общее фотографирование).
Сценарий см. здесь