МКУК Куркинская централизованная библиотечная система

Четверг, 25.04.2024, 04:19

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Делимся опытом | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Литературные мероприятия

"Болью и счастьем пронзенная жизнь..."
12.11.2012, 13:34

Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой «Болью и счастьем пронзенная жизнь»

 

Оформление: портрет Цветаевой, осенние цветы, букет из рябиновых гроздьев и калины, свечи в подсвечниках, афиша,  слайдовое сопровождение из музейных фотоматериалов (источник  Интернет)

Музыкальное вступление: песня «Реквием» на стихи М.Цветаевой «О, сколько их упало в эту бездну…» в исполнении А.Пугачевой.

 

Ведущая:            Красною кистью Рябина зажглась.

Падали листья, Я родилась.

Спорили сотни Колоколов.

День был субботний: Иоанн Богослов.

Царица русской поэзии – Марина Цветаева! Одинокий дух поэзии Серебряного века! Крупнейший поэт одной из крупнейших  поэтических эпох. Женщина трагической жизни с трагическим концом...

Ведущий: [СЛАЙД «Род Цветаевой»] Марина Ивановна Цветаева  родилась 8 октября в 1892 году  в Москве, в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Мать - Мария Мейн - происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. В 1906 году она  умерла, когда Марине было только 14 лет.

Ведущая: Пианистка, ученица  Рубинштейна, мать как чувствовала раннюю смерть и спешила дать дочерям, Марине и Асе, лучшее образование, привила любовь к музыке, к языкам  и литературе.  «После такой матери мне оставалось одно - стать поэтом», - скажет Марина Цветаева после.

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься - с шестнадцати. Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.

[Слайд «Счастливое детство»]

 

Ведущий: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи,  она выпускает довольно объемный сборник  под названием "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как поэты Валерий  Брюсов, Николай  Гумилев, Максимилиан  Волошин.

Каковы же были первые поэтические шаги Марины Цветаевой?

[СЛАЙД «Первые поэтические шаги»]

 

[Стихи из первого сборника «Вечерний альбом» читают учащиеся: «Ошибка», «Книги в красном переплете», «В Люксембургском саду», «Идешь, на меня похожий», «Моим стихам, написанным так рано…» и другие.]

 

Ведущий: Марина в детстве и юности подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Ведущая: Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург заметил:  «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок". 

«Гордость и робость – мой союз», - скажет она о себе, но до того времени, как встретит и полюбит Сергея Эфрона – будущего мужа.

 

Инсценирование. Выступление молодой пары - артистов-чтецов

(звучит песня «С первого взгляда…» На ее фоне  - диалог пары:С.Эфрона и М.Цветаевой в Коктебеле.

 

[СЛАЙД   «Любовь и замужество»]

Актер и актриса  выходят на сцену из разных сторон и идут навстречу друг другу.

 

Актриса: Юный прелестный ХХ век!  Период 10-х годов в жизни Цветаевой был освещен праздничной  шумной  атмосферой дома Максимилиана Волошина в Крыму, в Коктебеле. Именно здесь Она  знакомится со своим будущим мужем – Сергеем Эфроном.  Это была любовь с первого взгляда…

 

Актер: Это была любовь с первого взгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали кольцами,  милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза – широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой,  будто на дно морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайний океан.

(берет актрису за руку): В январе 1912 года состоялось венчание Эфрона и Цветаевой.

 

Актриса:

 

Я с вызовом ношу его кольцо!

-Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его  глаза  - прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

 

Актер:

 

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь,

О  милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном - с тобою не прощусь!

И если все ж – плеча, крыла, колена

Сжав – на погост дала себя увезть, -

То лишь затем, чтобы, смеясь над  тленом,

Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

(Уходят вместе)

 

Ведущая: Сергей Эфрон стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Прошло пять лет безоблачного счастья, родились две дочери и грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой непоправимо трагичными. Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт, потом  в Турцию. Четыре года разлуки с ним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное стояние в очереди за хлебом. Отеческий дом заселяют чужие люди, но это  горе не горе по сравнению с потерей младшей дочери, которая  умирает от малярии в приюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода), малышка снится ей ночами.

 

«Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!…и т.д.»

до конца)

 

[Слайд – В годы лихолетья]

Ведущий: Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем не только вынужденной разлуки с мужем, но и  стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась.  В литературном мире М.Цветаева по-прежнему держалась особняком, ее талант признавался всеми, но, как сама себе напророчила Марина, ее «стихам, как драгоценным винам, наступит свой  черед».

Ведущая: В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебирается в Париж. Жизнь  эмигрантская была трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

[СЛАЙД – Вдали от родины]

Ведущий: Иногда в поисках дешевых продуктов она бродила по рынкам,  подбирая остатки овощей или по лесу, собирая вязанки дров.  «Я разучилась просто гулять в лесу», - писала она на Родину подруге. Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: наступил расцвет поэтического творчества.

[СЛАЙД – Расцвет творчества]

 

Ведущая:  В 23-м году в  Берлине  вышла книга "Ремесло", получившая высокую оценку критики. В 1924 году на пишет поэмы: "Поэма Горы", "Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов",  работает над поэмами "С моря", "Поэма Лестницы", "Поэма Воздуха" и другие многочисленные стихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны и ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени, каждое - песня.

Пение под гитару «Мне нравится, что вы больны не мной…»

[СЛАЙД – Жизнь в Чехии]

Ведущий: Трехлетнее пребывание Цветаевой в  Чехии — это затяжная борьба с полунищим  бытом,   необходимость постоянно отвоевывать себе место и время для творчества. Все считают ее сильной, выносливой, да и сама она называет себя семижильной. Но кто бы знал, как нелегко дается ей эта сила!

Ведущая: Как хочется иногда почувствовать себя  слабой, беззащитной — все тем же ребенком, который мечтает укрыться от земных забот под ласковым материнским крылом.

 

Чтение стихотворения Цветаевой «В огромном городе моем - ночь»

под музыку Бетховена «Лунная соната»

[СЛАЙД – Возвращение на родину]

Ведущая: Безоглядная любовь к Родине, тоска по ней, а также ненависть к фашистам, оккупировавшим Чехию, начало второй мировой войны и бесконечная бедность  привели ее к возвращению в СССР летом 1939года. На родине оказалась вновь одинока ("Не за кого держаться..."- напишет она). Места в родительском доме не нашлось для нее, заслуги ее отца перед Отечеством не брались в счет.  Бесполезны были хождения по чиновничьим кабинетам.

Мало того, были арестованы ее муж, дочь, сестра. Отправленная в эвакуацию в г. Елабугу на Каме, где  Цветаева не могла получить работу даже посудомойки в столовой Дома литераторов. На печатание стихов был наложен  запрет.

 

Ведущий: Не выдержав нищеты, унижений, не видя смысла дальнейшего существования, она напишет в отчаянии:

Отказываюсь - быть.

В Бедламе нелюдей.

Отказываюсь - жить.

С волками площадей

Отказываюсь - выть.

то, что произошло с семьей Марины Цветаевой в Советском Союзе, хорошо известно. осенью тридцать девятого арестована дочь Аля, потом муж… Оставшись вдвоем с сыном, Марина Ивановна тщетно ищет работу. Печатать ее никто не решается. Жилья своего тоже нет. С огромным трудом удается найти какую-то жилплощадь. Да и то на время… Цветаева возмущена. Почему Москва «не вмещает ее»? Почему «вышвыривает»? Ведь их род — Цветаевых — буквально задарил Москву. Отец, Иван Владимирович, создал прекрасный Музей изящных искусств. Три огромные цветаевские библиотеки подарены Румянцевскому музею (будущей Ленинке). А сколько стихов, подлинных поэтических шедевров посвящены Москве!…Но главное, ее стихи не печатают! «Если бы между поэтом и народом не стояло власти!» - воскликнет она в одной из статей.

[СЛАЙД – Отверженная]

Ведущие: Письма-жалобы, письма-просьбы разлетаются во все концы — в Союз писателей, в правительство, наконец, лично Сталину… Ни к кому не достучаться. Ведь она для них — жена врага народа, а значит, белогвардейская поэтесса.  Она писала письма, а на Лубянке из ее мужа выбивали показания, что он французский шпион…

Рано  поседевшая и постаревшая, Цветаева пишет горькие строки:

«Меня жизнь за этот год — добила».

«Исхода не вижу… Взываю о помощи…»

И, наконец, самая страшная:

«Никто не видит — не знает, — что я

Год ищу крюк, чтобы умереть.

 

31 августа в 1941 году  Цветаевой не стало. Она покончила с собой в сенях деревянного дома в Елабуге, когда сын и хозяйка ушли на расчистку аэродрома. Через 3 месяца после ее гибели, был расстрелян ее муж, через полгода погиб на войне ее сын.

Могила Марины Цветаевой утеряна, обозначено лишь условное место на елабужском кладбище и поставлен памятник поэту. Но осталось ее Слово, ее душа – поэзия, прозаические произведения, статьи, письма и дневники. Более 50 песен и романсов написано разными композиторами в наш век, а сколько их еще будет написано!

[СЛАЙД – Музеи Марины]

 

Осталась фотогалерея, а так же воспоминания и критические работы по творчеству Цветаевой. Музеи  там, где жила поэт в разные годы: Москва,Таруса, Елабуга,  Коктебль, Прага, Берлин, Париж. Выпущено и выпускается по сей день великое множество книг со стихами и публицистикой Цветаевой.

[СЛАЙД – сайт Цветаевой в Интернете]

Ведущий: Создано более 200 сайтов в Интернете о Марине Цветаевой. Ее стихи переведены на иностранные языки. Современные композиторы и звездные певцы считают Цветаевой лучшим поэтом, автором–«текстовиком» современных песен. Написано великое множество литературы о Марине Цветаевой.

Но лучше всего о поэте говорят ее стихи:

 

«Летят они, - написанные наспех,

Горячие от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век»

 

Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз убедиться, доказать: поэзия великого русского поэта Марины Цветаевой, как высочайшее искусство слова,– вне времени и моды. И как она пыталась дотянуться к нам обеими руками через Лета, Летейски воды, так и каждый из нас, любителей поэзии, сейчас пытался дотянуться, коснуться всеобъемлющей души поэта. И  в ответ ей хочется  послать следующее признание:

 

Поэт и чернь. Поэт и власть. –

Трагичности извечная дилемма

Бездарности, живущей всласть,

И гения – вместилища Вселенной.

Безжалостной эпохи жернова

О, скольких жертв перемололи, судеб!

И без разбору образом врага

Клеймили тех, кто неподсуден!

Распята ты любовью к Родине,

Чуть слышен  вздох  твой из статей:

 

«Ах, если б меж поэтом и народом

Ввек не стояло бы властей!»

Марина, ты была  права!

Настал черед твоим стихам, как винам,

Чья драгоценность терпкая, пьяня,

Тем драгоценней, чем старинней!

А зарябит  печальный листопад,

И гроздья алые  засветятся  рябины,

Тебе, через Летейский водопад, -

Аплодисменты  все! – Виват, Марина!

 

Нам остается поблагодарить гостей, пришедших на этот вечер памяти великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой. Вели гостиную – педагог, заведущая библиотекой Дворца Елена Ивановна Жадан.

 

(На фоне песни М.Таривердиева на стихи Цветаевой «Благославляю вас…»  финал и общее фотографирование).

 

Сценарий см. здесь /cvetaeva.docx

Категория: Литературные мероприятия | Добавил: hasynia
Просмотров: 7265 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.3/3

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 57

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0