МКУК Куркинская централизованная библиотечная система

Пятница, 22.09.2017, 05:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | История Куркинского края | Регистрация | Вход

 Куркино – старинное село, возникшее на истоке реки Вязовня (в других источниках Язовня), на правом притоке Дона.

В XIV веке постепенно проникла сюда колонизация. Она шла в трех направлениях: во-первых, сюда в дремучие леса бежали разного рода преступники, да и просто обычный люд от строгих государевых законов. Именно здесь в лесах в 16 веке возникло поселение. Здесь строили избушки, занимались охотой, ловлей рыбы, а также не бросали своего занятия – разбоя. Во-вторых, сюда тянулись монахи, отшельники из Московского края и основывали здесь пустынные скиты (монастыри). В-третьих, сюда государство посылало своих воинов, которые укрепляли оборону страны и несли сторожевую службу.

Возникшее селение называлось селом Богословским (Куркино тож), затем Лутохино, Куркино. Куркинские краеведы до сих пор спорят о первоначальном названии села – Куркино, затем Богословское или наоборот.

Впервые упоминание о селе Богословском (Куркино тож) В.А.Казанский нашел в архивных материалах, относящихся к 1676 году. Само поселение, несомненно, возникло раньше, так как по реке Вязовне, протекавшей по северной окраине Куркино, уже во второй половине 16 века стояла постоянная пограничная стража из Дедилово, Епифани и Данкова. Воины строили для себя жилье. Вблизи сторожевых пунктов, как правило, селились и гражданские люди, которыми в 17 веке и был построен храм Иоанна Богослова, по храму село стало называться Богословским.

Поместным приказом от 1676 года царь Алексей Михайлович Романов по прозванию Тишайший незадолго до своей смерти повелел передать село Богословское Данковского уезда (ныне Куркино) во владение известному московскому стольнику – полковнику Юрию Петровичу Лутохину, отличившемуся своими ратными заслугами перед государством Московским. И как повелось в традиции Руси тех лет село стало именоваться Лутохиным.

В мае 1682 года во время стрелецкого бунта в Москве Лутохин был убит. Так Куркино лишилось своего первого помещика-землевладельца.

Семилетний период правления государством царицей Софьей Куркино переживало своеобразной вольницей, где находили пристанище изгои ближайших городов, вольнолюбивый казацкий люд. Иногда село становилось вотчиной разбойничьих шаек.

По преданию, в наших местах примерно в конце 18 века проживали три разбойника Курка, Ефрем и Епифан.

Старожилы села рассказывают, что в 1916 году в школе священник зачитывал записи из церковной книги. Они гласили, что на месте нашего села Куркино некогда были сплошные буераки, ямы. В то время Русь переживала частые набеги татар. Куркино неоднократно выжигалось иноземцами дотла. Но вновь возрождалось его неутомимыми обитателями.

Через Куркино (тогда еще Лутохино) проходил большой Рязанско-Елецкий тракт – Большак. По нему тянулись купеческие конные обозы с товарами, через него перегоняли скот, с юга на Москву везли заморские товары. В овраге, что рассекал Куркино пополам, обосновалась шайка разбойников под предводительством Курки.

В этом месте удобно было нападать на богатых купцов. Но кони у купцов были добрые, и погоняли их нещадно. И если находились счастливчики, которым повезло проехать это место (в частности дремучий лес), то на окраине они становились на колени и многократно осеняли себя крестным знамением, крестились. Село, возникшее на окраине леса и ныне именуется Кресты. Если же купец держал путь в обратную сторону, то снова, благополучно миновав разбойную засаду в Куркино, мог благодарить судьбу в селенье Кинь-Грусть.

Но это, скорее всего красивая легенда, хотя имеющая под собой основание. Известно, что село Кресты возникло намного раньше Куркино и называлось, как рассказывают старожилы, Иваново-Зиновьево. Но когда хозяином села стал обрусевший немец генерал-майор Пфеллер, он назвал село Крестами, так как здесь пересекались большие дороги, идущие на Лебедянь, Данков, Богородицк.

Да и существование Куркино  Московской области тоже ставит под вопрос название нашего поселка. Не может действовать банда разбойников одновременно в разных местах.

Есть также предположение, что из Курска выселяли часть крестьян и расселяли их на территории государства. Этих выходцев называли «курцы», «куряне», так что большая вероятность что именно выселенные крестьяне и дали название нашему селу – Куркино.

Лишь Петру I, вошедшему в силу царского правления, удалось прибрать к рукам южные земли. В 1708 году в числе иных российских городов и весей верхнего и среднего Подонья (в том числе и село Куркино) царь отписал на свое имя, ввел в царское правление.

Таким образом, куркинцы были введены в разряд дворцовых крестьян, поставлявших своих сынов в рекруты на земельные работы под Епифань, Данков, Лебедянь, Ефремов, а иногда и под Воронеж на строительство верфей и шлюзов на Дону и его притоках.

В начале 40-х годов 18 века во времена правления Анны Ивановны, Куркино вновь было отписано в поместное владение. Новым хозяином Куркино стал полковник Преображенского полка А.В.Вангер. Не получив от этого поместья желаемых барышей на производстве и продаже хлеба, спустя десятилетие, Вагнер продал поместье жене епифанского городского дворянина И.Б.Игнатьева. Ему принадлежала не только земля, но и власть на селе.

После отмены крепостного права в 1861 году часть куркинских земель была выкуплена оборотистыми предпринимателями – Сычевым, Миллером, Вознесенским. Становится помещиком и Засядько, получивший после своей тетушки Елены Александровны Засядько по ее духовному завещанию в наследство Куркинское имение.

В молодости он был «на службе его величества». Выйдя в отставку, Засядько поселился одиноким обывателем  Куркинской усадьбе, имея намерение посвятить себя сельскому хозяйству. Однако, Засядько непрерывно пьянствовал, жил в одиночестве.

В первой половине XIX века в селе постепенно начала развиваться мелкая торговля. Куркино стояло на бойком месте, на большой дороге, соединявшей Москву с юго страны. Это обстоятельство являлось выгодным в экономическом положении. В селе появились торговые ряды, лавки, трактиры, пивные. Село становилось торговым.

В каждом городе или селении есть две непременные достопримечательности: центр и базар. В нашем поселке они слились: на центральной площади размещалась ярмарка и торговые ряды.

Естественно, что  центре торговали купцы и мещане. В двухэтажном доме (его сейчас нет) купца Сычева располагался «Трактир с вином, распивочная на вынос». При трактире имелись так называемые вышибалы – здоровенные верзилы, которые опьяневших мужиков вытаскивали из-за столов и спихивали со 2-го этажа по лестнице. Второй очаг пьянки под вывеской «Казенная винная лавка» располагался на базарной площади, на месте нынешнего Дома культуры. 

                Облик центра села представлял собой следующую картину: «Расположенные в один ряд вдоль дороги кирпичные избы с тремя окнами на улицу. Остальные три стены во всех избах без окон, ибо выход в сени, во двор и в стену соседней избы». Село было зажато двумя усадьбами помещиков. Куркино могло застраиваться только с одной стороны дороги. Желающим поселиться в селе отводились усадебные участки, допускавшие постройку одной избы о двух половинах. Избы тянулись сплошь без проулков. Ряд изб также был расположен под одной крышей и притом соломенной. В случае пожара крыши выгорали вдоль всего села. Реки, леса не было. Были искусственные пруды, где поили скот и стирали белье. Для питья были вырыты колодцы с очень малым расходом воды. Каждый человек мог израсходовать не более одного стакана воды на умывание. Зимой колодцычасто заносило снегом, и опустить туда ведро было невозможно. Тогда приходилось использовать снег. Дома освещались тусклыми керосиновыми лампами.

Культурный уровень жизни села в это время был очень низкий. В Куркино никаких культурных учреждений – клубов и библиотек – не было.

Приезжали от случая к случаю, странствующие артисты и обычно в трактире делали представление в виде несложных цирковых номеров; водили медведя. Конечно, приходила посмотреть представление вся знать села. Но церковные праздники отмечались особо. Обычно на Пасху в селе устанавливали качели. На Рождество дети ходили по домам Христа славить. Престольным праздником в Куркино был Иоанн Богослов. В эти дни совершались все сельские свадьбы. В это время церковным старостой был помещик Вознесенский, который не жалел денег на благоустройство храма средств.

Еще весной и осенью проходили ярмарки, которые длились по неделе. На площади устанавливали карусели – большой деревянный круг, в центре столб на шестеренке, крутили карусели вручную. Организаторы аттракциона нанимали местных парней крутить этот круг.

На улице иногда можно было видеть шарманщика, который наигрывал «Разлуку», а попугай вынимал «билетики со счастьем» за 2-3 копейки.

Грязь заливала все улицы села Куркино. В осеннюю дождливую погоду перейти дорогу с одной стороны на другую удавалось с большим трудом. Часто можно было наблюдать такую картину: мужчины переносили женщин через дорогу на спине. А в полное бездорожье от непролазной грязи ломались, рвались крестьянские конные упряжки.

Как-то в село просочилась молва, будто тульский губернатор весной проездом должен посетить Куркино. Помещики зашевелились. Волостное управление мобилизовало крестьян на благоустройство дороги. В селе начался переполох. Целыми днями мужики и бабы заравнивали скребками рытвины, выбоины, ухабы. Много было пролито крестьянского пота, но губернатор так и не заглянул в куркинские окрестности.

В дореволюционное время на селе не было улиц, а их обычно называли слободой. Каждая слобода именовалась по фамилии помещика, например, слобода Юсуповская, Гриньковская, Игнатьевская и др. В этих слободах господствовали соответственно помещики Юсупов, Гриньков, Игнатьев и др. Теперь это улицы Ленина, Садовая, им. Дмитрия Донского. Бывшая церковная слобода называется улицей Советской.

Примерно в апреле 1917 года народ в селе разоружил полицию. В это время начал создаваться волисполком. В состав его вошли представители разных слоев населения. Были в нем и революционно настроенные люди.

Но сначала волостной исполнительный комитет некоторое время действовал не в пользу крестьян: здесь сказывалось влияние меньшевиков. И только в конце 1917 года революция пришла в село: жители Куркино разгромили барские усадьбы, а землю, скот и инвентарь раздали бедноте.

Вскоре был создан Совет депутатов трудящихся. В 1918 году в Куркино при нем организовали комитет бедноты, который оказал благоприятное влияние на организационное укрепление Советской власти на селе.

В 1924 году село становится районным центром. Во время Великой Отечественной войны фашисты нанесли большой урон нашему району, но захватить Куркино им не удалось.

В 1947 году, после отмены карточной системы, заметно стала улучшаться торговля продуктами питания, начались сдвиги в бытовом обслуживании населения. В конце 50-х г.г. в Куркино была подведена высоковольтная электролиния. А вскоре в домах загорелись «лампочки Ильича», зашумели электромоторы. Жизнь преображалась с каждым днем.

В 1965 году после мартовского Пленума ЦК КПСС стало уделяться больше внимания строительству на селе. Завершилось строительство сахарного завода. А в связи с этим за короткий срок была сдана в эксплуатацию асфальтированная дорога Товарково-Куркино.

Вскоре открылся Дом быта. Учащиеся школ занимались  типовых зданиях, закончилось строительство больничного комплекса.

 Образование.

                        В селе были две школы. Примерно в 1865-1867 годах была открыта церковноприходская школа. Первым учителем был местный дьячок Иван Серпионович Спасо-Преображенский. В школе обучались сельские мальчишки разного возраста. «Дьячок учил их читать по-русски и по-церковнославянски, а писать только по-русски. В цифири (арифметике) сам учитель чувствовал себя не особенно твердым, - вспоминал А.П.Ермаков. – Поэтому изучение цифири школьникам часто чередовалось со стоянием в углу комнаты на коленях или просто на деревянном полу, или иногда на специально рассыпанном горохе. Такие «принудительные меры» изучения наук тогда считались целесообразными». В школе также изучали «Закон Божий».

                  Старожилы Г.И.Давыдов, А.П.Пронин и А.И.Комков рассказывали, что перед первой мировой войной, примерно в 1910 году, купечество и крестьяне обратились с просьбой к помещикам Игнатьеву и Вознесенскому построить в селе здание еще одной школы. Те сначала согласились, но потом отложили это дело. Каждому из них хотелось школу построить на своей земле, чтобы оставить память о себе. Время шло, а школу они так и не построили.

Позднее в селе Куркино все же была открыта еще одна школа – земская, которая называлась высшая начальная. На должность инспектора (директора) этой школы в 1914 году был назначен А.А.Пономарев.

Собственного здания эта школа не имела, и классы размещались в нескольких арендованных у куркинских жителей зданиях. Старшие классы находились в доме Сычевых, а другие в доме Гробовниковых. Учителя, чтобы дать уроки в разных классах, вынуждены были переходить из одного здания в другое. Руководить работой такой школы было очень трудно.

Обучение детей в этой школе было необязательным и платным, поэтому учились в ней только дети купцов и торговцев. Крестьянских же детей попадало в школу очень мало. Те учащиеся из крестьян, которые четыре года учились в церковноприходской начальной школе, большей частью на этом заканчивали свое образование.

В высшей начальной школе обучение было семилетним. Учителей-специалистов тогда не хватало, и многие их них вели несколько предметов. Количество учителей в высшем начальном училище не превышало десяти, а учащихся было 129-130 человек.

В 1930 году было построено новое здание школы, пока одноэтажное, кирпичное (ныне здание ОВД). А в классах церковно-приходской школы разместился биологический кабинет с гербариями и чучелами. В школе был свой хор, проводились театральные и литературные вечера.                   

                  Со временем одноэтажное здание стало маловато. В 1934 году из бревен был надстроен второй этаж и с сентября этого же года школ становится средней. Однако число учащихся стремительно росло и в следующем 1935 году было закончено строительство новой семилетней школы. Здание это до сих пор стоит на улице Красноармейской, недалеко от военкомата.

В 1980 году в черте Куркино было построено еще одно здание школы.

На настоящий момент в Куркино функционируют 2 общеобразовательных средних школы и одна начальная школа-сад.


Железная дорога.

                         Резкий скачок в развитии села связан еще и со строительством  железной дороги Смоленск-Козлов (ныне Мичуринск), которая была сдана в эксплуатацию в 1899году.

Ее тянули с полустанка Баловинки до наших мест. Начиная от деревни Лучки, хотели первоначально положить через деревню Клешня. Уже были поставлены колышки. Но в то время сложись молва, будто куркинские купцы дали крупную сумму денежных средств инженеру, возглавлявшему строительство дороги, с тем, чтобы станцию поставить в черте Куркино. Клешня осталась в десяти километрах от станции. Словом, купечество сделало свое дело и не ошиблось. С вводом в эксплуатацию железной дороги село начало значительно расширяться.

Наша станция носит название Куликово поле.

 Реформы 1990 года откинули назад экономическое развитие района. Несколько лет назад железная дорога была частично демонтирована.

Здесь же возле здания железнодорожного вокзала 19 ноября 1966 года был установлен памятник-бюст Виктору Фадеевичу Соколову, уроженцу Куркинского края, дважды Героя Социалистического труда, железнодорожника локомотивного депо Москва-Сортировочная Московской железной дороги.

 Сейчас движение по железной дороге сохранилось лишь в направлении Куликово поле – Лев Толстой.

   

 Здравоохранение.

 Лечение земляков было поставлено в селе из рук вон плохо. Крестьянам при недуге приходилось ехать либо в город Данков, либо отправляться в Никитскую или Масловскую больницу. Помещик Игнатьев рассуждал так: «Болящие мне не нужны, не требуется никакой больницы, а если кто захворал, пусть редькой натрется»

В этих селах помещики сумели построить больницы. Более серьезные болезни там тоже не лечили. Приходилось ехать в Тулу. В селе была большая смертность среди детей – до 45 %.

Нельзя обойти стороной ярчайшие примеры бескорыстного служения людям, гуманного отношения к больным и подвижнического труда земских врачей нашего края П.И.Раевского и К.А.Тизенгаузена.

Петр Иванович Раевский (1872-1920) – уроженец и последний владелец села Никитского на Дону, доктор медицины, врач-ординатор Старо-Екатерининской больницы в Москве мог сделать блестящую карьеру в Москве. Но из чувства долга вернулся в родное имение. Рядом с домом открывает в 1904 году амбулаторию. Верхом на лошади, по бездорожьям объезжал окрестные деревни, лечил бесплатно всех нуждающихся, не делая различий на сословия.

В 1910-1911 годах  Никитском была построена больница. Здание которой и сегодня служит людям. Умер Петр Иванович от тифа, заразившись от одного из больных.

К сожалению, почти нет сведений о михайловской больнице, открытой графом Алексеем Алексеевичем Бобринским в 1900-1905 годах. Известно лишь, что «хозяйственные предприятия имения давали постоянный заработок населению, чем обуславливалось относительно его благополучие по сравнению с жителями соседних деревень. Бобринские построили больницу с бесплатным амбулаторным и стационарным лечением всех жителей села и близлежащих окрестных деревень».

В 1900-1905 г.г. был построен первый больничный комплекс в Маслово: здесь было 3 отделения стационара, амбулатория, прачечная, кухня, жилье для врачей. Строилась больница земством и местным барином Трухачевым. Молодой доктор приезжал из Ефремова на лошадях и три раза в неделю вел прием больных. С января 1919 года заведующим масловской больницы работает Карл Александрович Тизенгаузен (1876-1959). Работать приходилось в тяжелых условиях: бездорожье, нехватка кадров, массовая сыпно-тифозная эпидемия, огромная зона обслуживания. В январе 1925 года К.А.Тизенгаузен организовывает куркинскую больницу в одном из частных домов пристационарного поселка и работает до 1957 года. Он был награжден значком «Отличнику здравоохранения», орденом Ленина, ему присвоено почетное звание «Заслуженный врач РСФСР».

Новая история здравоохранения началась в 1978 году, когда было заложено строительство больничного комплекса, полностью сданного в эксплуатацию в 1980 году. Активное участие в строительстве приняли А.Н.Пашенцев и А.М.Родионов. Но с приходом молодого и энергичного главного врача Александра Федоровича Симонова, развитие здравоохранения получило мощный дополнительный импульс.

 Благодаря организаторским способностям А.Ф.Симонова был создан коллектив профессионалов-единомышленников, на должную высоту поднялся имидж куркинской районной больницы за счет укрепления материально-технической базы, оснащения современным медицинским оборудованием. В эти и последующие года были внедрены новые диагностические и лечебные технологии, открыты и оборудованы кабинеты ультразвуковой и эндоскопической диагностики, лазерной терапии, создана палата реанимации, оснащена оборудованием, организованы две круглосуточные бригады скорой медицинской помощи, радиофицированы мобильными радиостанциями, создана диспетчерская служба.

 Церковь.

Духовная жизнь куркинцев всегда была тесно связана с церковью.

В нашем районе в том или ином виде сохранились чуть больше десятка церквей: три из них – действующие: храм Иоанна Богослова, находящийся непосредственно в поселке Куркино, храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, и храм Михаила Архангела в с. Михайловском.

Вокруг храма и далее вглубь поселка тянулась церковная слобода, застроенная маленькими деревянными избами. И часть из них сохранились с конца 18-ого - начала 19-ого века. Сейчас таких домов осталось очень мало. Внешне они практически все претерпели изменения, многие уже разрушены.

Строился наш Храм с 1839 г. по 1845 г. В церковных оградах издавна хоронили служащих церкви, наиболее именитых горожан. В приделе Куркинского Храма сейчас  4 обозначенных могилы, 2 из них безымянные.

По воспоминаниям старожилов, захоронения сильно пострадали при прокладке шоссейной дороги. Не так давно (в 2001 году) из северного угла ограды, примыкающего к центральной дороге, ближе к остальным могилам перенесено большое надгробие из цельного камня. На нем когда-то был высечен текст, прочесть который так и не удалось, внизу справа ясно видна дата 1784, косвенно это подтверждает тот факт, что на месте нынешней церкви ранее существовала другая, однако история не сохранила ее облик.

 Слобода, где стоит церковь Иоанна Богослова, принадлежала князю Николаю Борисовичу Юсупову и носила название Юсуповской.

Архивы сохранили упоминание, что в 1765 году был освящен придел церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая Угодника. В 1833 году храм пришел в такое состояние, что архиепископ Тульский и Белевский Дамаскин запретил в нем богослужения. К этому времени слобода перешла к новым хозяевам – Засядько. Помещица Е.А.Засядько отремонтировала храм, но ремонт не носил капитального характера. Елена Александровна получила разрешение на строительство нового храма во имя евангелиста Иоанна Богослова с приделами  во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святого Митрофана Воронежского. В 1839 году началось строительство новой церкви, и в 1845 году по окончании храм был освящен. По воспоминаниям куркинцев, часть иконостаса была сделана на средства бывшего дворового человека княгини Долгорукой Александра Кузьмича Потапова. В 1889-1892 г.г. на средства купца Петра Ивановича Вознесенского был построен придел Святителя Николая  и расширена трапезная. Однако, несмотря на возникновение новой церкви, население воспротивилось разборке старой церкви, которая просуществовала еще до начала XX века.

Храм действует и сегодня. Особо чтимые иконы: образ Страстной Божией Матери и изображение Главы св. Иоанна Предтечи. На содержание храма поступает доход с лавок, принадлежащих церкви. Ограда и колокола обустроены в 1998 году стараниями В.А.Козлова, В.А.Долотова, В.В.Гусева.

 Здание РДК.

 Ранее Куркино стояло на торговом пути, а через само село пролегал почтовый тракт Данков-Богородицк. На выходе стояла таможня (здание старой милиции, а ныне вневедомственной охраны), в пятистах метрах от нее, по церковной слободе (теперь улица Октябрьская), на месте нынешнего здания РДК располагался трактир. Здесь останавливались купцы, собирались местные торговцы и лавочники (фамильные династии Прошиных, Николаевых, Зиманьковых, Кочетковых, Сычевых). На старой площади стояли торговые ряды, где проходили базары и ярмарки, торговали кустари-ремесленники: сапожники, гончары, шорники, портные, лудильщики, кузнецы.

Тогда в селе еще не было культурных заведений. Молодежь собиралась на посиделки поочередно в какой-нибудь просторной избе. Устраивали пляски, танцы, игры, главными инструментами были гармонь и балалайка, потом появились граммофон, позднее патефон.

В 1914 году в село приехала молодая чета учителей – семья Пономаревых. Аркадий Александрович стал первым директором Куркинского Высшего начального училища, а жена его – Анна Ивановна вела уроки русского языка и литературы. Они организовывали вечера, спектакли.

В 20-е годы прошлого века, трактир на старой куркинской площади переименовали в Комсомольский клуб или Народный дом.

В воспоминаниях старых комсомольцев содержатся сведения о том, что в 1918 году при Народном доме впервые был организован культпросветкружок. Кружковцы ставили пьесы Мольера, Фонвизина, Островского. Выезжали с премьерами в Силино, Маслово, Сергиевское и другие села. Спектакли были платными, самодеятельные артисты из сел приезжали в Куркино с ответными визитами. Старый партийный работник Н.Тяпкин вот что писал в своих воспоминаниях: «Силинские, масловские, куркинские драматические кружки собирали на свои спектакли и концерты всех от мала до велика. Нередко вызывался милиционер, чтобы сдержать напор желающих попасть в зрительный зал».

В куркинском Народном доме проводили комсомольские собрания, обучали неграмотных, проводили вечера.

В 30-е годы было принято решение о строительстве Дома крестьянина, но средств и стройматериалов не было. Силами молодежи и комсомольцев разбирали стены церквей и перевозили на повозках в поселок. Была разобрана кирпичная ограда и у церкви Иоанна Богослова.  В 1932 году завершилось строительство одной части здания, в таком варианте оно и осталось. В зрительном зале потолок имел форму купола, обтянутого материей. Имелись специальные крепления для выполнения цирковых номеров воздушных гимнастов, канатоходцев. В то время частыми гостями были цирковые труппы.

                      Борис Сергеевич Бурков, уроженец поселка Куркино, вспоминает, что Народный дом 30-е годы стал центром культуры и общественной жизни в поселке. Он рассказывал в своих статьях, что здесь проходили все собрания, праздники, занимался ликбез ОДН – общество «Долой неграмотность», работала комсомольская политшкола. Под руководством Буркова издавалась молодежная стенгазета, и один из ее номеров занял первое место на смотре комсомольско-молодежных газет в г.Богородицке.

Хороши в клубе были декорации, выполненные художником Яшей Вундером. Куркинцы приходили просто посмотреть на эти декорации как на картины.

Нужно сказать, что в разное время в здании РДК размещались различные организации: ДОСААФ, партбиблиотека и парткабинет, книжный магазин, загс, ремонтные мастерские, кинофикация, позднее музыкальная школа, Дом пионеров, что значительно осложняло работу кружков, им оставалась только гримировочная и сцена.

На сегодняшний день в здании РДК размещается отдел культуры, районная библиотека, краеведческий музей, и собственно РДК.

 Захоронения.

Наш край не обошла война. И две братские могилы – в Куркино и в Михайловском – такова «жатва» этой войны.

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 53

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0