МКУК Куркинская централизованная библиотечная система

Понедельник, 24.07.2017, 13:43

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Легенды Куркинского края | Регистрация | Вход

История Куркинского края богата на события, знаменитых людей. Название каждой деревни, села, поселка несут в себе загадочные легенды в основе которых все-таки лежат реальные события.

Легенда о Соколиной горе

 Легенда о Соколиной горе рассказана библиотекарем Орловского сельского филиала Чукановой Е.М.

В это можно верить и не верить, но  с незапамятных времен в  Орловке существует легенда, любовно поддерживаемая рассказами очевидцев, а также слухами и домыслами коренных жителей. Она является гордостью и одновременно ужасом тех мест.

Есть в Орловке Соколиная гора, имеющую сверху вид подковы. Туда, как гласит легенда, раз в год слетались колдуны со всего Света, поджигали ветлу, самое высокое, одиноко стоящее дерево, и устраивали мужской шабаш. Свет от бесовского огня был виден не столь далеко. Он играл роль маяка, указателя места сбора нечисти, и одновременно предупреждением для местных жителей – грядут лихие времена.

А вот и рассказы местных жителей, естественно без ссылки на имена.

Сидит на террасочке своего дома женщина и мечтает о том, где бы погулять: «Эх! Как бы здорово было бы сейчас попасть на свадьбу. Вот бы я душу отвела!» Только она подумала об этом, как вдруг к ее дому подъезжают сани, украшенные лентами и колокольчиками. Жених с невестой, улыбаясь, очень ласково приглашают ее: «Поедем с нами, ты же хотела! Мы за тобой специально приехали». Доброжелательный настрой подъехавших, звуки гармошки и предвкушение веселья, как неведомая сила заставила мечтавшую забыть обо всем на свете и последовать за манящими к себе незнакомцами в неизвестность.

Только через сутки напуганная и слегка поседевшая женщина вернулась домой. Она рассказала, что действительно была на свадьбе, от души плясала и пела частушки, но как только подумала, что пора бы и домой, тут же оказалась в чистом поле.

Она в кромешной темноте, зимой, брела наугад. Но осталась живой, а это главное.

Таких примеров, связанных с Соколиной горой много. Есть и вполне современные, так сказать, нашего времени.

Представьте себя в лесу. Корзинка уже наполнена грибами, и пора бы уже вернуться домой. Но нужная тропинка куда-то запропала. И вы понимаете, что ходите кругами по одному и тому же месту. В этом случае старики говорят: «Блуд хороводит». Не надо паниковать, а остановиться и осмотреться. Найти пенек или упавшее дерево, словом то, на что можно присесть. И поменять обувь с левой ноги на правую. Не думаю, что кто-то захочет добровольно испытать на себе чувства потерявшегося человека, но совет запомнить надо. А вдруг пригодится!

И еще. Совсем недавно рассказывали отдыхающие такую вещь. Во время отдыха фотографировались в районе Соколиной горы. На проявившихся фотографиях были видны парящие вокруг людей сферы. Что это такое никто не понял. Если вы в чем-то усомнились, приезжайте в село Орловка: отдохнуть, а заодно и убедиться.

 Мышенская легенда о «Суворовской шпаге»

 Легенды записаны из книги М.В.Казанского. Непрядва. Кавалергард Башмаков. – Тула: Гриф и К, 2009. – 468 с.

Мышенка выделялась из других сел необыкновенными странностями, рассказами и легендами, передаваемыми людьми друг от друга еще с глубокой старины и дошедшими до нашего времени. Легенды были замешаны на истории жизни дворян, коим в царское время принадлежало это село, на историях об утаенных несметных сокровищах, что где-то рядом закопаны и ждут только своего часа, чтобы явиться, на смертях многих людей, которые искали эти сокровища – а оно им в руки не давалось, потому что оберегает их неведомая сила.

Слова «сокровища-золото» не сходили с уст людей. И прежде всего, в историях и легендах упоминалось имя великого полководца Александра Суворова, говорили, что Мышенка принадлежала ему и что, мол, генералиссимус неоднократно бывал здесь и проживал между походами и сражениями в Мышенке. И действительно, селом и усадьбой владели потомки великого полководца.

И жила долгое время у мышенского народа завораживающая легенда о «Шпаге Суворова», «Якобы которую унес в могилу последний умерший внук полководца – полковник Аркадий Башмаков».

Старики из Мышенки толкуют предания, что «шпага Суворова» с бриллиантовой рукоятью находится в стенах или подземелье местного храма Знамения Пресвятой Богородицы и никак в течение ста тридцати лет (теперь уже больше – прим. автора) не дается в чужие руки. И была эта шпага двух аршинов длиной, по полу кончиком чиркала, а на самом верху золотой шпаги, камень большой полыхал ледяным светом. Был тот камень величиной с грачиное яйцо и всегда сверкал под левой рукой рослого красавца барина.

В подтверждение своих слов старики рассказывают и о двух чугунных плитах, лежащих у сельского храма, под одной из которых и был похоронен доблестный полковник Башмаков с этой самой «Бриллиантовой шпагой», а под другой плитой лежала его возлюбленная жена, настоящая грузинская княжна, женщина  необыкновенной красоты.

Эти чугунные плиты после закрытия Знаменского храма тоже украли какие-то лиходеи с барских могил, и остались могилы с костями помещиков полузакопанными, заброшенными настолько, что в них угодил в 60-е годы зерновой комбайн, который пришлось тракторами целый день из склепа вытаскивать.

Но страшное в рассказах было то, что за вскрытие и разграбление барских могил стал преследовать активных участников этого богомерзкого дела неумолимый рок, и они один за другим сами ушли под землю.

Приведу, пожалуй, в подтверждение этой страшной легенды статейку из Куркинской районной газеты «Вперед» от 15 мая 1996 года.

«Вот одна из историй, которую рассказала Анастасия Егоровна Борисова (1888 г.р.) своим родным еще в далеком 1937 году.

Как-то порешили трое кое-чем поживиться в склепах, в т.ч. в склепе внука полководца Суворова. Поговаривали, что там лежит очень дорогая сабля, которую ему подарили.

Итак, открыли склеп…

…Один из них практически тут же, отойдя всего 500 метров до Казанки, т.е. спустясь вниз от церкви, умер (по другой версии через 1-2 дня). Другой дошел до дома. Ему очень захотелось пить. Жена ему из подвала принесла кружку кваса. Почувствовав усталость, он лег на подвал отдохнуть и уснул. Уснул и не проснулся. Подошедшая узнать жена увидела, что он мертв. Кстати, здесь же спал и годовалый ребенок. Девочка жива. Третий был то ли бригадиром, то ли еще кем-то. Поехал он через некоторое время после того, как пытались вскрыть склеп, в Грачевку. Приехал к одному человеку, привязал лошадь. Через некоторое время хозяин спрашивает, что, мол, у тебя с лошадью.

Он к ней, срывает уздечку, обмотав ее вокруг руки, она его копытом убила.

Так трагично и завершилась судьба оскверненных могил. Отчего они погибли? То ли трупных запах (газ) повлиял, то ли еще что, но конец вот такой, и каждый думал по-своему».

Старинная история, ее в Мышенке все знали, описана автором весьма не подробно, но она передает дух и смысл одной из легенд, живущих в старинном селе.

После открытия и разграбления барских могил у Знаменской церкви стало замечаться в селе еще одно непонятное явление.

Было видение людям, и старухи в этом истово клялись, что иногда из открытой барской могилы выскакивал всадник на белом коне и проносился верхом по нижней слободе. Появление коня всегда было в Мышенке дурным признаком.

Это не единственный случай, и происходил он не только со старухами. Еще массу подобных зафиксировал автор книги «Непрядва» уже в 50-е – 60-е года, происходившими с людьми неверующими и трезвыми.

 Легенда о Кудеяре или Кудеярова тайна.

 Легенда о Кудеяре-разбойнике и несметных сокровищах, спрятанных им в урочище «Денежная яма» в 2-х верстах от с.Михайловское. Записана редактором газеты «Вперед» Болдовым Д.А. – членом Союза журналистов СССР в 1964 году.

 В лето от Рождества Христова 1526-е, великий князь Руси Василий III совершил дело богопротивное. Он, выражаясь языком современным, расторг свой брак с Соломоннией Сабуровой, и заточил ее в монастырь за бездетность.

Князь Василий вскоре женился во второй раз на Елене Глинской, от которой у него родился сын, ставший впоследствии государем всея Руси Иваном Грозным…

Но легенда утверждает противное. Нет, не бездетной была Соломонна Сабурова. И у нее был рожден сын, которого нарекли Юрием. Но, пряча ребенка от завистливых, падких до власти бояр, она распустила слух о том, что Юрий умер, а сама тайно, скрывая это дитя от великого князя, отправила его на Южные границы русского государства.

Этот момент имеет под собой некоторое основание. В 1930 году директор Суздальского историко-художественного музея, профессор Варганов вскрыл гробницу, в которую по преданию был захоронен Юрий и увидел куклу, одетую в рубашку мальчика.

Итак, куклу похоронили, а мальчика отправили в южные степи. Оттуда и попал он к Крымскому хану Девлет-гирею, где и получил прозвище Кудеяр.

После смерти Василия III на престол вступил 17-летний Иван. А Кудеяр тем временем затаил обиду. Ведь по существу он  был законным престолонаследником. И в 571 году, вместе с Девлет-гиреем, Кудеяр собрал огромное войско и пошел на Москву. Многотысячное татарское войско беспрепятственно продвигалось к столице. Овладев Москвой татары начали жечь и грабить народ. Не выдержал Кудеяр, дрогнуло его русское сердце и он повернул оружие против татар, когда загорелась Москва.

Собрал он себе дружину из таких же как и он, опальных и обездоленных и ушел разбойничать в леса. Много сокровищ, много богатств награбил Кудеяр со своими людьми. И в тайных, одному ему ведомых местах, прятал он деньги и драгоценности.

Так утверждает легенда. Русский историк и литератор И.И.Костомаров использовал ее, как основу, для своего, очень известного в свое время романа «Кудеяр». Но нужно сразу оговориться, что Костомаров строил свое произведение как чисто беллетристическое и не делал научного анализа источников.

Что же представляет из себя Кудеяр в историческом плане? Существовал ли вообще этот легендарный разбойник, или он всего лишь фантазия богатого воображения?

- Жили двенадцать разбойников, жил Кудеяр-атаман, - так поется в народной песне.

…Их было не двенадцать, а шестнадцать. И не разбойников, а изменников, бежавших из Руси к Девлет-гирею.

«Дети боярские белевцы Кудеяр Тишенков да Окул Семенов, да калужане Ждан да Иван Васильевы дети Юдинковы, да каширяне Сидор [Лихарев], а прозвище Сотник, да [серпуховитичи] Руссии, а с ним десять человек их людей…» Таков их перечень в одном из документов, хранящихся в Центральном Государственном архиве древних актов.

Обращает на себя внимание слово «белевцы». Надо сказать, что в легенде утверждается, что Кудеяр упорно стремился к этому городу и на пути в Белев прятал награбленные богатства, в том числе и в нашей местности, неподалеку от с.Михайловского.

Вот что писал журнал «Тульский край» в № 3 за 1926 год.

«Интересные останки старины сохранились в двух верстах от села Михайловского Куркинского района. Здесь есть урочище под названием  «Денежной ямы» в горе…В народе рассказывают, что это было «огромное помещение с несколькими ходами, покоями и службами…»

Именно в этом месте, согласно легенде, Кудеяр зарыл сокровища.

С именем Кудеяра в нашей области связан целый ряд мест. Есть населенный пункт с названием Кудеяровка. В нашем районе неподалеку от Даниловки есть место, которое называется Кудеяров колодец.

Что можно сказать в заключение?

Тот факт, что Кудеяр существовал, можно считать доказанным, ибо сохранились документы об его измене.

Что качается того, что он был будто бы братом Ивана Грозного, то это, очевидно, вымысел. Легенда говорит, что Кудеяр прятал сокровища, но никаких исторических документов об этом не сохранилось.

Больше того, как писала «Комсомольская правда» от 6 июля 1958 года, Кудеяр, после того, как повернул оружие против татар, не мог стать разбойником. Он был смертельно ранен во время боя в Москве…И, к слову сказать, известны три места под названием Кудеярова могила…

Что касается «Денежных ям», то раскрыв их секрет смогут, очевидно, лишь будущие археологические экспедиции. Пока же эти урочища хранят свои тайны.

 Легенда о «Провальной лощине»

 Легенда о «Провальной лощине» записана Еленой Алексеевной Юдаевой – методистом Куркинской ЦРБ.

«Провальной лощиной» или Провалом жители Птани и окрестных деревень издавна называли место между д.Рахманово и Никольскими выселками. В каждое половодье талая вода бурно стекала в лощину и…чудесным образом исчезала, будто уходила куда-то под землю – в провал. Любознательные мужики решили узнать куда же она уходит. Набили мешки соломой, да и пустили в омут. Исчезли и мешки. Долго дивовались мужики, так и сяк обсуждая происшедшее. До тех пор, пока не всплыли эти мешки в лощине, что тянется со стороны Озерок и Никольских выселок. А свидетелями этого были жители деревень Коломенки и Покровки.

В наше время по «Провальной лощине» прошла трасса  «Куркино-Птань». Вода там собирается и поныне, но уходит медленно.

 Легенда о «Скале любви»

 Легенда о «Скале любви» записана библиотекарем Михайловского сельского филиала.

В Михайловском лесу есть такое место, которое называется «Скала любви». Она располагается на возвышенности, одну сторону которой окружают деревья, а другая сторона – каменистая. У подножия скалы протекает река Непрядва.

Люди говорят об этом месте вот что. Давно это было. Никто не может сказать когда. Парень и девушка любили друг друга и встречались на этой скале. Но встречи их были тайные, потому что родители были против их любви. Девушка была из богатой семьи, а парень – из семьи бедняков.

Однажды родители сообщили девушке, что нашли ей достойную пару. Это был богатый купец. На все ее возражения последовал отказ. Тогда, встретясь в очередной раз на скале, молодые поняли, что им не быть вместе. В старое вея воля родителей выполнялась беспрекословно. В отчаянии они взялись за руки и прыгнули со скалы вниз в реку. Долго горевали родители, но было уже поздно.

До сих пор говорят, что это место приносит молодым счастье. «Скалу любви» посещают молодые пары, а выпускники каждый год после выпускного бала встречают здесь рассвет.

Но, несмотря на то, что знаем о Куркинском крае много фактов, он еще до конца не изучен. Каждый год открываются новые моменты, разыскиваются новые археологические находки, а значит, открываются новые горизонты для дальнейшего изучения, и значит, нашим потомкам останется большой фронт для исследования родного края.

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 53

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0